Внимание — гипотиреоз!

В структуре заболеваний репродуктивной системы патология ЩЖ как первопричина занимает одно из ведущих мест. При обследовании пациенток, обратившихся в нашу клинику с проблемами бесплодия, аменореи, нарушения менструального цикла, снижения полового влечения, невынашивания беременности, пороков внутриутробного развития, часто выявляется гипотиреоз.

Гипотиреоз возникает вследствие стойкого дефицита гормонов ЩЖ или нарушения действия гормонов на уровне клеток. Как известно, щитовидная железа — это небольшой орган, расположенный на передней поверхности шеи (в ее нижней части). Она выполняет важную функцию: вырабатывает гормоны тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3) — тиреоидные гормоны. Они оказывают влияние на все клетки и ткани организма, регулируют скорость различных процессов обмена веществ, участвуют в развитии и регуляции нервной системы и психики, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, репродуктивной функции.

Гипотиреоз поражает людей всех возрастных категорий, начиная с детского возраста, а точнее, с внутриутробного возраста. Именно во время беременности организму как матери, так и плода нужны дополнительные количества гормонов. Гипотиреоз беременных негативно влияет на закладку органов и систем, на формирование нервной системы плода. Если вовремя (в первый месяц жизни) его не распознать и не начать лечить, могут возникнуть необратимые изменения интеллекта, а далее — выраженная умственная недостаточность.

Этим заболевание страдают до 2% женщин. Среди людей старше 55 лет — до 6-8%. Сегодня гипотиреоз помолодел вследствие роста аутоиммунных заболеваний, которые поражают людей наиболее работоспособного репродуктивного возраста. Такие заболевания приводят к разрушению ткани ЩЖ. Ткань ЩЖ разрушается под воздействием избыточного количества антител, вырабатываемых организмом и посылаемых в железу. Функционально активные клетки ЩЖ замещаются соединительной тканью, которая не вырабатывает гормонов. Этому способствует неблагоприятная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон. Велика роль и наследственных заболеваний ЩЖ, чаще передающихся из поколения в поколение по материнской линии.

Симптомы гипотиреоза не специфичны, клиническая картина развивается медленно, и правильный диагноз трудно установить. К тому же, существует субклинический гипотиреоз, когда жалобы вообще отсутствуют и диагноз ставится лишь с помощью лабораторных исследований.

Симптомы гипотиреоза таковы:

• снижение физической и умственной работоспособности;
  • повышенная утомляемость;
  • сухость, бледность, отечность кожи и слизистых;
  • повышенная чувствительность к холоду;
  • сонливость, снижение памяти и интеллекта;
  • осиплость голоса;
  • прибавка веса;
  • низкое артериальное давление и редкий пульс;
  • задержка роста и интеллектуального развития у детей;
  • нарушение репродуктивной системы.

Диагноз устанавливается на основании клинических данных и исследований уровня гормонов в крови.

Для своевременного распознания гипотиреоза в большинстве регионов России у всех новорожденных на 4-5 день жизни в роддоме проводится исследование уровня ТТГ.

В основе лечения гипотиреоза — заместительно-гормональная терапия, проводимая под контролем эндокринолога. В случае отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза при планировании беременности необходимо поставить в известность вашего гинеколога для дополнительного определения уровня гипотиреоидных гормонов.

Чтобы выявить гипотиреоз, требуется немного: быть внимательным к себе и при появлении характерных симптомов посетить эндокринолога. Не стоит заниматься самолечением или пускать все на самотек. Особенно, если вы ожидаете ребенка.

PS. В клинике осуществляется лечение по специальным методикам гипотиреоза, гипертиреоза, других заболеваний щитовидной железы и эндокринных нарушений. Запись на прием к эндокринологу.

Для сравнения

Нормальное функционирование ЩЖ называется эутиреоз, а среди патологий, наряду с гипотиреозом, известен еще и гипертиреоз — усиленная функция ЩЖ. В таблице приведены симптомы этих заболеваний, которые каждый в состоянии определить у себя сам.

ГипертиреозГипотиреоз
Общие симптомыПотеря веса при хорошем аппетите, нервное беспокойство, быстрая утомляемость, жаждаПовышение веса при плохом аппетите, замедленные реакции, снижение активности, задержка рефлексов, апатия, низкий грубый голос, снижение слуха, затруднение глотания
Реакция кожиНепереносимость к теплу, кожа теплая, влажная, потливость, выпадение волосНепереносимость к холоду, кожа сухая, шершавая, волосы выпадают
Сердечно-сосудистая системаУчащение пульса более 85 в мин в покое (тахикардия), нарушение ритма (тахиаритмия), одышка при физической нагрузкеЗамедление пульса менее 45 в мин в покое (брадикардия), одышка в покое (стенокардия)