Стресс и заболевание щитовидной железы

Информация о состоянии психики через центральную нервную систему передается организму, в котором, как в электрической сети при перенапряжении тока, от избытка гормонов и нервных импульсов выходят из строя те органы или системы, что уже находились в неустойчивом состоянии. Словом, стресс всегда «бьет по больному месту». Говоря научным языком, в основе стресса, лежит нарушение нейрогуморальной регуляции, ведущее к усилению секреции гормонов — прежде всего тиреоидных гормонов и глюкокортикоидов. Тиреоидные гормоны — продукт деятельности щитовидной железы, которая при встряске, стрессе берет на себя роль службы быстрого реагирования в нашем организме, опережая в мобилизации даже надпочечники.

Оставьте заявку на прием врача эндокринолога

Неврологические проявления, что мы списываем исключительно на стресс, — эмоциональная лабильность, неустойчивость настроения, раздражительность, обидчивость, утомляемость, трудность сосредоточиться, чувство тревоги, беспокойства, внутренней дрожи, резкая потеря веса, сбивчивая быстрая речь, тремор пальцев рук, языка, век — могут быть сигналом начала серьезного заболевания щитовидной железы. Впрочем, и без предшествующего стресса данные симптомы указывают на необходимость исключить гиперфункцию щитовидной железы — диффузно-токсический зоб (ДТЗ) — заболевание, связанное с избытком гормонов Т3 и Т4, (тиреотоксикоз) и называемое также Базедовой болезнью. ДТЗ может возникать не только после перенесенного стресса, но и от избытка йода, вследствие лечения литием, бактериальной или вирусной инфекции, в послеродовом периоде. Наиболее часто им болеют женщины в возрасте от 20 до 50 лет.

Клиническая картина тиреотоксикоза многосимптомна: помимо неврологических изменений, наиболее серьезные расстройства проявляются в функционировании сердечно-сосудистой системы и со стороны глаз.

Так называемое «тиреотоксическое сердце», развивающееся от избыточного действия тиреоидных гормонов и адреналина на миокард, дает о себе знать постоянной синусовой тахикардией, которая сохраняется во сне. Частота сокращений обычно больше 100 ударов в минуту. Артериальное давление характеризуется повышением систолического, снижением диастолического и увеличением пульсового давления. При тяжелом течении тиреотоксикоза может развиваться сердечная недостаточность и мерцательная аритмия, что создает угрозу жизни больного.

Серьезным предостережением может служить такая история. В одну из клиник обратилась женщина 43 лет с диагнозом: диффузно-токсический зоб, тиреотоксикоз 2 степени, осложненные тиреотоксической кардиомиопатией и мерцательной аритмией. Ей было назначено системное лечение. Но пациентка, субъективно не ощущавшая степени тяжести осложнений тиреотоксикоза на сердце, самостоятельно прекратила тиреостатическую терапию (базовую) ввиду улучшения самочувствия. На фоне этого произошел пароксизм (приступ) мерцательной аритмии, отрыв тромба и инсульт, от которого она скоропостижно скончалась.

Не менее серьезны тиреотоксические глазные симптомы, называемые еще аутоиммунной офтальмопатией и вызываемые повышением тонуса глазных мышц. Внешне это выражается пучеглазием (испуганный взгляд); косоглазием, связанным с нарушением движения глазных яблок; дрожанием закрытых век; их пигментацией, различными нарушениями зрения (двоением). Иногда образуется язвы на роговице и поражается зрительный нерв. Развитие офтальмопатии и тяжесть ее течения зависит от выраженности иммунной агрессии на орбитальные ткани глаза. Изменения могут быть обратимыми и необратимыми.

Так, к нам, к сожалению слишком поздно, обратилась больная 28 лет. Эндокринолог выставила диагноз: ДТЗ, тиреотоксикоз 3 степени. Осложнения: аутоиммунная офтальмопатия. Но поскольку время было утеряно, даже при полной компенсации тиреотоксикоза остались стойкие изменения зрения: его снижение, пучеглазие, косоглазие, двоение при взгляде вверх и в стороны.

Таким образом, чем раньше обращается к врачу, тем выше прогноз успешности лечения диффузно- токсического зоба. Обычно оно растягивается надолго — до трех лет.

Базовую терапию — тиреостатики (препараты, блокирующие синтез Т3 и Т4), витамины, успокаивающие препараты, В-блокаторы — назначает только специалист-эндокринолог!

При позднем обращении за медицинской помощью или при самостоятельном прекращении лечения возможны стойкие нарушения в жизнедеятельности различных систем и органов, аиногда и летальный исход.

Чтобы не нагнетать лишнего, постараемся очертить круг проблем, которые дают косвенные основания проконсультироваться у эндокринолога. Итак…

Если у вас появились невротические жалобы (плаксивость, неадекватная раздражительность, перепады настроения, обидчивость, чувство тревоги и беспокойства, ощущение внутренней дрожи) на фоне полного здоровья и благополучия — это повод для визита к эндокринологу.
    Если Вас постиг серьезный стресс или преследует их нескончаемая череда — проверьте гормоны щитовидной железы.
    Если Вы длительное время принимали витамины с йодом, самостоятельно лечили себя I-содержащими препаратами (кордарон, L-тироксин, I-содержащие БАДы) — вам показана консультация эндокринолога и определение тиреоидного статуса.
    Лучше десять раз напрасно потратить время, убедившись, что никакого отклонения нет, чем однажды проморгать начало серьезной болезни. Тем более, что в клинике «ОНА» обследование по высочайшему классу отнимает минимум усилий.

Выбрать удобную дату для визита и записаться на консультацию к врачу-эндокринологу можно по тел. (812)670 00 33

Стоимость приема врача+
    B01.058.001
    Прием (осмотр, консультация) эндокринолога, ведущего специалиста